Mari Kilkenni
Я ставлю перед собой великие цели. Согласитесь, красиво смотрятся. Пусть стоят
Чувствую на себе осуждающие взгляды киноведов и киноценителей, но всё же
Российские фильмы я подбираю осторожно и тщательно, и зачастую они действуют на меня так, что финал (а иногда и не только) я смотрю со слезами на глазах, а после просмотра лихо ставлю восьмёрку на КиноПоиске. Потом, правда, когда эмоции стихают я обычно удивляюсь и оценку меняю, но “Время первых” явно не из числа таких фильмов. Оно для меня примечательно уже тем, что оказалось единственным фильмом, который я хотела посмотреть в кино в апреле. Наконец-то это удалось, и я этому очень рада. Потому что фильм стоит потраченных денег, равно как и просмотра в кино, на большом экране. Вообще, радует эта тенденция — как минимум три последних похода в кино на российские ленты оставили положительные впечатления. А в данном случае фильм ещё и вдохновил.

История создания “Времени первых” в какой-то степени напоминает историю, о которой рассказывает сам фильм. Обширная команда сценаристов, смена режиссёра посреди съёмок, пересъёмка почти всего фильма, трудности с определением даты проката и не слишком удачный (к сожалению) старт в кинотеатрах, а за всем этим — вдохновлённый, воодушевлённый идеей Евгений Миронов.

“Время первых” обязано своим появлением именно ему: увидев документальный фильм, Миронов приехал к Леонову за подробностями и решил, что история, многие детали которой долго держали в секрете, заслуживает полнометражного фильма. Миронов же руководил созданием сценария под бдительным присмотром Алексея Архиповича. И вот эти его энтузиазм, уверенность в затеянном, искренность в итоге стали стержнем характера Леонова, которого он сыграл — с долей безрассудства и бесшабашности.

Фильм не планировали делать байопиком — на самом деле, в первоначальном сценарии очень много внимания уделяли Первому отряду, подготовке космонавтов, появлялись и Гагарин с Терешковой. То есть, это действительно был фильм о времени первых космонавтов, но с акцентом на первый выход человека в космос. Однако в результате от Гагарина осталось только ухо (серьёзно), а всё внимание обратили на Леонова и Беляева, оставив в фильме лишь основные этапы подготовки к полёту. Мне бы очень хотелось увидеть не только фильм о фильме, но и удалённые сцены — вырезали около полутора часов отснятого материала, — однако решение сосредоточиться на двух космонавтах я считаю правильным. Гагарина и Терешкову знают все, о Леонове слышало уже меньше, а о Беляеве — тем более.

Разумеется, больше внимания уделено Леонову. У Миронова он получился очень обаятельным, искренним и по-хорошему простым. И настоящим. Чувствуется, что своего героя актёр уважает, но это не мешает ему играть — скорее, наоборот, только обогащает образ. И эпизоды с маленьким любопытным Лёшей в ночном поле, меня, не жалующую подобные флэшбеки, как ни странно, не раздражали — они получились трогательными и красивыми (особенно “полёт”), и создатели здорово сплели прошлое с настоящим.

Но и Беляева, к счастью, не сделали просто спутником Леонова на втором плане. И отчего-то хочется создателей за это поблагодарить. Ощущалось уважение к нему, выразившееся в посвящении Леонова в конце фильма. Беляев у Хабенского вышел сдержанным, но в определённые моменты... трогательным. За настоящим военным (“Как Родина скажет” — отличная фраза-характеристика, кстати), оказывается, скрывается не слишком уверенный в себе человек, едва не потерявший веру в себя. А “растормошил” его, как выразился режиссёр, именно Леонов, и ещё одна замечательная деталь фильма — взаимоотношения двух космонавтов.

А за этими двумя космонавтами, ссутулившись, стоит уставший, но непреклонный Королёв. Ильин сыграл его просто великолепно, и мне даже обидно, что я толком не могу написать о его игре. Это было очень... проникновенно и по-настоящему, что ли. Я до сих пор под впечатлением.

Словом, персонажи, как любят говорить, получились живыми, и им действительно сопереживаешь. И история, как бы её ни ругали, лично меня держала в жутком напряжении и вызвала массу эмоций. Понятное дело, кое-что придумали, преувеличили или преуменьшили, но явно старались менять реальные события по минимуму. Вообще, чувствуется, что и режиссёр, и сценаристы, и актёры матчасть изучили как следует, а мне это всегда нравится.

Да, были ходульные диалоги и серые (или сырые?) персонажи, кое-чего не хватило. Возможно, не стоило настолько сильно урезать “первый акт” — подготовку к полёту. Лично мне не совсем хватило самого выхода в космос, видов Земли. Режиссёр явно хотел скорее перейти к экшену, к возникшим неполадкам, и потому сцена ощущалась как затишье перед бурей, когда смотришь и понимаешь, что ещё немного — и начнутся сложности. Но, честно, не хочется к этому сильно придираться, потому что всё равно были и напряжение, и восторг, и страх, и радость. Фильм не вышел сухим, он получился насыщенным и интересным.

И я не увидела здесь чрезмерного патриотизма или восхваления геройства. К счастью, обошлось без нагнетания на теме гонки с Америкой, кстати. И мне понравился мрачноватый юмор о России и русских. Ну ведь правда, у нас всё всегда происходит через одно место, и без непредвиденных ситуаций не обойтись. Поддели даже любовь к совещаниям по любому поводу, до сих пор не искоренившуюся.

Не было громких криков в духе “Мы, русские, первые! Ура России и СССР!”, мне показалось, подобные моменты если и были, то к месту, и они не резали глаз или слух. И на геройстве никто не зацикливался — парни просто пытались, продираясь через кучу трудностей, вернуться домой и выжить. Да даже с пафосом не переборщили — его уж точно меньше, чем в “Легенде №17”. Но, как сказал BadComedian про “Легенду”, в подобных фильмах пафос и дух патриотизма вполне естественны. (Вот, кстати, чего ещё не хватило во “Времени первых” — толком не показали, как на такое важное событие отреагировали простые люди, как это было в “Легенде”. Всё-таки, семьи космонавтов, радиолюбителя и нарезки архивных кадров в данном случае мало.) Вон, скоро выходит “Дюнкерк”, который я очень жду. По сути, это фильм о том, как отступала армия, но я уверена, что пафоса там будет предостаточно. Просто есть такие фильмы, в которых пафос и патриотизм (в умеренных количествах, разумеется) смотрятся нормально.

И пусть российское кино выпускает вот такие вот фильмы, от которых некоторые воротят нос, бормоча: “Фи, опять ура-патриотизм” и “Не, я на русское не хожу”. Зато другие вдохновятся, заинтересуются. Леонов правильно сказал — космос почему-то стал обыденностью, и начала и окончания многочисленных экспедиций у нас остаются без должного внимания. “По телевидению в „Событиях недели“ обсуждают грудь Анджелины Джоли, в то время как на землю вернулся космический экипаж — наш командир, американец, европейский космонавт. Это уже не событие. На другой день стартовал еще один экипаж. Вот грудь Джоли — это событие” (Леонов для КиноПоиска). Так что меня обрадовало, когда, выйдя из зала, брат сказал, что посмотрит документальный фильм о Леонове. Может, и правда посмотрит.

Но я немного отвлеклась. Пусть снимают подобные фильмы, без “ответов” американцам. Не надо всех этих “наш ответ Мстителям” (“Защитники”), “наш ответ «Игре престолов»” (“Викинг”), “наш ответ голливудской фантастике” (“Притяжение”). Все уже поняли, что из этого вышло. Нет, конечно, “Время первых” тоже позиционировали как ответ “Гравитации”, например, но скорее в плане графики. И она, кстати, отличная, ничего не резало глаз, всё смотрелось реалистично. Но всё-таки “Время первых” — ни в коем случае не вторая “Гравитация”, оно основано на реальных событиях, оно наше и про нас. И, раз уж у нас получается снимать хорошее кино о реальных людях, то пусть снимают. Да, с пафосом. Да, с поддержкой Минкульта. В кои веки он поддерживает нормальный, хороший фильм, про который не стыдно сказать: “Мне он понравился, советую”.

Потому что “Время первых” — действительно отличный фильм, красивый, временами захватывающий дух и держащий в напряжении, хоть и знаешь, что всё должно быть хорошо. Разумеется, не последнюю роль в этом сыграло и то, что его создатели ответственно подошли к делу, изучили материалы, а консультантом был сам Леонов. Хочется верить, что такой подход станет у наших киноделов нормой, а не чем-то удивительным. И ещё хочется поблагодарить команду “Времени первых” за все эти эмоции. Если честно, я даже немного разочаровалась, когда в зале никто не начал аплодировать

@темы: отзыворецензии, многобуквие, кино