19:10 

Mari Kilkenni
Я ставлю перед собой великие цели. Согласитесь, красиво смотрятся. Пусть стоят
Да, я это перевожу. Сильно ругаясь на длинный русский язык, постоянную вынужденную инверсию, медленно, но перевожу. Хорошо хоть, тут белый стих, если бы были рифмы, я бы, наверное, не выдержала.

“Король Чарльз III” заинтересовал меня ещё тогда, когда пьесу ставили в театре Альмейда, а затем — на Бродвее. Мне очень хотелось увидеть её, так что я очень обрадовалась, когда узнала, что пьесу собираются адаптировать для малого экрана. Заинтересовала же она меня в первую очередь темой и сюжетом. Можете представить, чтобы у нас поставили пьесу о том, как умирает действующий лидер страны, и что после этого происходит? Я вот не могу. У нас и об умерших-то нужно ставить/снимать с осторожностью и оглядкой, что уж о живых говорить. Впрочем, у нас сейчас и политическая тема едва ли затрагивается — президент или какой-нибудь министр (реальный или вымышленный, всё равно) вряд ли мелькнёт в кино или тем более в спектакле. В Британии же политики не просто мелькают, но и довольно часто становятся главными героями и там, и там — причём как вымышленные, так и реальные.

Так вот, “Чарльз III” (его, кстати, написал Майк Бартлетт — создатель “Доктора Фостер”) начинается с похорон Елизаветы II и облегчённого “наконец-то” из уст её наследника, собственно, Чарльза (в пьесе начало другое). Это своего рода future history (история будущего? будущая история?), которая ощущается очень реально. И при этом с первых же секунд ощущается дух Шекспира. Причём современная обстановка этому ничуть не мешает, а, может, даже помогает, потому что пьесы барда уже давно предпочитают ставить в современных декорациях, добавляя им актуальности, и чаще всего именно политической.

С первых же секунд — потому что уже сцена похорон напоминает о “Генрихе VI”, который начинается с похорон Генриха V. А затем оказывается, что герои почти всегда, за исключением сцен вне дворца, говорят белым стихом, и этот приём мне жутко понравился. В принце Гарри, сбежавшем с похорон на вечеринку, видится принц Хэл, а заодно и не коронованный Эдуард VIII, который отказался от трона, чтобы жениться на Уоллис Симпсон, а Кейт (в фильме её играет Шарлотта Райли, и она здесь замечательная) неожиданно оказывается похожей на Леди Макбет — именно она придумывает, как выйти из кризиса. Есть здесь и призрак (принцессы Дианы), и отличные, сильные монологи. А ещё — любопытная отсылка к “Ричарду II”, но не буду говорить, какая — не хочу спойлерить.

Сам Чарльз здесь оказывается фигурой трагичной, его одолевает множество сомнений. “Зачем нужна монархия, когда есть премьер-министр и парламент?” — этим вопросом задаются многие, но в “Чарльзе III” его задаёт сам король. Первая же аудиенция премьер-министра заканчивается конфликтом — Чарльз отказывается подписать закон по регулированию свободы слова в СМИ. Да, он опасается цензуры и “необъективной подачи информации, касающейся злоупотребления властью”, но, мне кажется, здесь ещё дело и в том, что Чарльз хочет проверить, насколько весом его голос, найти ответ на тот самый вопрос. “Без голоса и духа моего я — только пыль” — говорит он премьер-министру, отказываясь подписывать закон. Казалось бы, простая формальность (закон-то всё равно примут, просто в обход короля), а какие последствия этот отказ повлечёт.

С момента этого отказа напряжение начинает нарастать всё сильнее, буквально приковывая к экрану. И неожиданный (для меня, во всяком случае) финал сильно впечатляет. Он задевает ещё больше, а образ Чарльза становится ещё трагичнее, когда вспоминаешь, что Тим Пигготт-Смит, прекрасно сыгравший короля как в спектакле, так и в фильме, до премьеры не дожил, причём совсем немного. От этого его роль стала особенно... пронзительной, я бы сказала. Я, признаюсь, смотрела финал со слезами на глазах.

В заключение ещё скажу, что фильм, как и любое другое творение ВВС, снят очень красиво — и в плане операторской работы, и в плане декораций и костюмов, — плюс к этому добавляется торжественная, подчёркивающая нужный настрой музыка. Определённо заношу “Короля Чарльза III” в список любимых фильмов — очень уж он меня впечатлил. И жаль, что на сцене увидеть не удалось. Но кто знает, может, когда-нибудь пьесу поставят вновь, и я попаду на спектакль.

@темы: отзыворецензии, кино

URL
   

All The Wasted Time

главная